[*Original English version of this essay appeared in H. P. Blavatsky, Collected Writings, Vol. 14, 1985, pp. xxv-xlii. Reprinted by permission of The Theosophical Publishing House, Wheaton, Illinois, USA (
www.questbooks.net).]
Осенью 1897 года — то есть через шесть с небольшим лет после кончины Е.П. Блаватской — лондонским издательством теософской литературы (The Theosophical Publishing Society) был выпущен в свет увесистый том под заглавием "Тайная доктрина. Том III". Ему был предпослан подзаголовок: "Оккультизм".[2]
В наши дни уже трудно найти первое издание этой книги, хотя оно время от времени и всплывает в лавках букинистов. Однако текст его, в виде отдельного тома, неизменно включается в последующие переиздания "Тайной доктрины" (тома I и II) в исправленной редакции, впервые увидевшей свет в 1893 году, а сегодня с этим изданием можно познакомиться в той редакции "Тайной доктрины", которая выпускается, начиная с 1938 года, издательством Theosophical Publishing House, расположенным в Адьяре, Мадрас, Индия.[3] Указанный том составляет Книгу V этого издания, для удобства разделённого на шесть небольших книг.
Сегодня в головах у многих занимающихся теософией людей, — а в число их входят как формальные члены теософских объединений, так и люди, никак не связанные с ними, — сложился целый ряд неверных представлений о характере и содержании этого тома. Подобно многим другим заблуждениям, эти представления скорее всего обязаны как малой информированности людей, так и отсутствию у них подлинной заинтересованности в том, чтобы самостоятельно разобраться в общеизвестных фактах, касающихся этого вопроса. Но ведь этих фактов более чем достаточно, и при внимательном их изучении вся эта путаница должна рассеяться сама собой.
Хотя указанный том и был впервые опубликован только в 1897 году, подготовка его к публикации шла полным ходом уже в течение нескольких предшествующих лет, как это следует, например, из сообщения, опубликованного в январском номере "Люцифера" за 1894 год (Vol. XIII, p. 354), где говорится, что " . . . в настоящее время готовится машинописный вариант рукописи третьего тома "Тайной доктрины".
Первые страницы этого тома ушли в набор примерно в июне 1895 года,[4] а весь том был уже полностью готов к сентябрю 1896 г. Однако издать его тогда не удалось: пришлось дожидаться, пока этот том не будет подготовлен к публикации сначала в Америке — из-за "несправедливого закона об авторских правах".[5]
Внимательный анализ содержания этого тома обнаруживает целый ряд интересных обстоятельств.
Так материал, представленный на страницах 433-594, включает в себя:
а) текст "Эзотерических инструкций", которые сама Е.П.Б. в частном порядке направила приведённым к присяге ученикам Эзотерической Школы. Однако в опубликованном виде этот текст отличается неполнотой и значительными правками;[6]
б) текст стенографических протоколов, которые делались различными членами "внутренней группы" во время собраний этой группы во главе с Е.П.Б. Эти протоколы подверглись значительному редактированию и серьёзным правкам, что легко доказывается их сравнением с самым полным вариантом, принадлежащим миссис Элис Лейтон Клезер.
С получателей этих "Инструкций" и "протоколов" был взят торжественный обет молчания, который оказался грубо нарушен фактом их публикации. Кроме того, как со всей очевидностью следует из собственных слов Дж.Р.С. Мида, их текст был включён в этот том лишь в качестве простой добавки — только для того, чтобы увеличить том в объёме.[7]
В своём анализе обсуждаемого тома мы не будем касаться этой конкретной его части, поскольку она не имеет прямого отношения к главному вопросу.
———————
Когда Е.П.Б. ещё жила в Вюрцбурге и трудилась над "Тайной доктриной", она отправила в Адьяр какой-то набор рукописей книги с тем намерением, чтобы Т. Субба Роу прошёлся по их тексту, высказал свои соображения и внёс в этот текст свои правки. Но, ввиду некоторых странностей его тогдашнего душевного состояния, написанное Е.П.Б. ему не понравилось, и он категорически отказался иметь хоть какую-нибудь причастность к этим рукописям. Его экземпляр рукописи был выполнен почерком графини Вахтмайстер: та, должно быть, сделала её с рукописи Е.П.Б. Сегодня эта её рукопись хранится в Архиве Теософского общества в Адьяре.
Судя по окончательному варианту "Т.Д.", в её том I было внесено множество изменений по сравнению с этой более ранней рукописью. Должно быть, Е.П.Б. проделала над ним весьма серьёзную дополнительную работу после отказа Суббы Роу от сотрудничества с ней. Но какие бы изменения и правки ни вносила позднее в свой текст сама Е.П.Б., по крайней мере, какие-то фрагменты первоначальной рукописи должны были всё же остаться среди её бумаг, и вот эти-то фрагменты её первого рукописного черновика тома I "Т.Д." и обнаруживаются в "третьем томе", о котором мы сейчас говорим.
Все вместе они составляют 68 страниц книги, и при этом их текст совершенно идентичен соответствующим фрагментам первого черновика.
Иными словами, если и не целиком, то в значительной части в "томе третьем" представлен первый черновик "Т.Д.".
Этот материал охватывает собой [в редакции 1897 года] следующие страницы: 3-43; 47; 61-63; 67-75; 93-97; 98-104; 105-108; 129-137; 211-213; 270-275; 277-279; 315-324; 332-335.
Нас могут спросить: почему же в том III в редакции 1897 года вошёл всё-таки не весь первый черновик тома I "Тайной доктрины", а лишь отдельные его фрагменты, на что мы и указали выше? Да просто-напросто потому, что эти самые фрагменты первого черновика и были обнаружены среди лондонских бумаг Е.П.Б., а о существовании в адьярском архиве полного варианта первого черновика ни Анни Безант, ни, судя по всему, другие сотрудники в Адьяре тогда даже не подозревали. И это легко подтверждается тем обстоятельством, что только в марте 1922 г., то есть почти целых двадцать пять лет спустя, Анни Безант на страницах журнала The Theosophist (Vol. XLIII, pp. 533-34) сообщила о том, что нашлась рукопись этого самого черновика:
" . . . Ещё одной интересной "находкой" является первоначальная рукопись первого тома "Тайной доктрины" . . . Очевидно, это и есть та самая рукопись, которую Е.П.Б. отправила из Остенде Т. Субба Роу в 1886 году . . . "
И далее она рассказывает о том, что в третий том в редакции 1897 года вошли отдельные разделы книги, содержавшиеся в первом черновике, а также отдельные приложения. Кажется почти невероятным, что полковник Олкотт, прекрасно знавший о прибытии этого первого черновика в Адьяр в 1886 году, так и не сказал ни слова по поводу третьего тома, когда тот вышел в свет в 1897 году, и никто так и не попытался вынести на обсуждение вопрос о содержании тома третьего в связи с этими самыми упомянутыми разделами.
Наоборот, на страницах журнала The Theosophist,[8] Ч. Джинараджадаса даже начал публикацию хранившегося в Адьярском архиве первого черновика "Т.Д." и объявил о намерении выпустить его позднее в виде отдельной книги. Вскоре, однако, эти публикации прекратились — по той, как было сказано, причине, что рукопись находилась в "беспорядочном состоянии", сомнения вызывало использование прописных букв, тире, кавычек, а также трудности, связанные с расшифровкой ивритских и греческих букв, а этими языками переписчики оригинальных рукописей Е.П.Б., вероятно, не владели. Но и тогда никто ни словом не обмолвился о присутствии в опубликованном третьем томе фрагментов этого материала.
Кроме того, разделы II и III "тома III", которые, как мы указали, входят в состав первого черновика "Т.Д.", уже прежде публиковались в журнале "Люцифер" (Vol. X, June, 1892, pp. 273-83) в виде очерка под названием "Попытки отрицания фактов и заблуждения девятнадцатого века" ("The Denials and the Mistakes of the Nineteenth Century").[9] Действительно, любопытно, как это редакторы "тома III" проглядели, что материал этот уже появлялся в печати в их же собственном официальном журнале, и случилось это более года спустя после кончины Е.П.Б. — то есть в то время, когда "том III" уже присутствовал в планах и работа над ним даже, возможно, началась.
Более того, существуют убедительные свидетельства, доказывающие, что и разделы XXVI и XXVII были написаны Е.П.Б. ещё в 1885 году и, по её замыслу, должны были войти в первый черновик. Однако этого не случилось, и тогда было решено, что их опубликует журнал The Theosophist — но так или иначе, они не увидели свет ни в первом случае, ни во втором.[10]
На сегодняшний день мы изучили страницы 1-432 этого тома. Из них опознаны 102 страницы, составляющие примерно четверть всего объёма тома. Что же можно сказать об остальных трёх четвертях?
Первое, что бросается здесь в глаза, это та довольно большая часть тома III, которая охватывает собой страницы 376-432. Она включает в себя разделы XLIII-LI, занимающие в целом 56 страниц, то есть составляет около 1/8 всего объёма. В отличие от всего остального содержания тома представленный в этих разделах материал отличается особой цельностью, и очевидно, что вся эта часть объединена единой связующей нитью. Тот заголовок, который присвоен разделу XLIII, "Тайна Будды", с равным успехом мог бы послужить и заглавием для всей этой части тома, поскольку вся она целиком посвящена именно этой теме.
Существуют, однако, убедительные доказательства того, что к 1888 году этот материал — либо целиком, либо частично — уже существовал в написанном виде, поскольку в "Тайной доктрине" (том I, примеч. на с. 52, а также первый абзац на с. 118)[11] Е.П.Б. говорит о неком разделе или главе под названием "Тайна Будды", куда она и отсылает своих читателей, при этом, однако, указывая, что указанный раздел будет содержаться в "одном из последующих томов".
Глубоко метафизический характер излагаемых в этих разделах учений, а также то, что в некоторых из этих разделов в самом общем виде освещаются такие аспекты оккультной традиции, которых Е.П.Б. даже не касается в любых других своих сочинениях, в том числе и в двух оригинальных томах "Тайной доктрины", могут логично привести читателя к ощущению, что в этих-то разделах ["тома III"] и в самом деле содержится та часть текста, которая была изначально предназначена для включения в некий "третий том" этой книги.
И действительно, мы как будто находим подтверждение этому в Предисловии к тому III в редакции 1897 года за подписью Анни Безант, где она пишет следующее:
"Те бумаги, что передала мне [Анни Безант] Е.П.Б., находились в крайне сумбурном состоянии, в них совершенно отсутствовал какой бы то ни было порядок: а потому каждую статью я превратила в отдельный раздел и расположила их в максимально возможной последовательности".[12]
А далее, касаясь разделов, посвящённых "Тайне Будды", она пишет, что они
"были переданы в мои [Анни Безант] руки для их публикации в составе третьего тома "Тайной доктрины" . . . "
Запомним: всё это было написано в 1897 году.[13]
В свете этих её слов кажется тем более странным, что когда в 1893 году в изменённой редакции вышла в свет "Тайная доктрина", то в ней все прямые указания Е.П.Б. на тома III и IV были редактором уже удалены: их не найти и ни в одном из последующих переизданий книги в этой редакции.[14]
Если эти указания были удалены по той причине, что, по мнению редактора, этих самых томов просто никогда не существовало в природе, то как тогда Е.П.Б. вообще могла что-либо передавать миссис Безант конкретно для этого третьего тома?