Всеединство Вселенной и Братство человечества
Добавлено: 25 ноя 2016, 19:50
У.К. Джадж. Из доклада, прочитанного 4 ноября 1890 г. в Нью-Йорке
В основе всех теософских доктрин лежит одно фундаментальное положение: «неотъемлемое единство всей жизни и существования». Проявление жизни есть дифференциация этого единства. Цель дифференциации – эволюция, а неизбежность эволюции – это возвращение всего проявленного в его источник и начальное единство.
Существует две фазы, два полюса или два аспекта манифестации жизни: падение духа в материю и подъём материи в дух. Бесчисленное множество градаций в развитии между этими двумя полюсами показывает степень дифференциации из Единства в его движении вниз или вверх. Эта универсальная истина (неотъемлемого единства всей жизни и существования во всей природе) была основой, на которой крепилось высокое обязательство обеспечения средства для её распространения. Следовательно, Теософское общество было основано с целью установления практического рабочего центра для объяснения этих доктрин. Но более всего, с целью улучшения состояния человечества, указания общности интересов и единого источника происхождения, относительности положения человеческой жизни к остальной природе и возможностей человека в общей схеме эволюции. Кроме этой основной цели формирования ядра Всемирного Братства человечества, другие его цели – пропаганда изучения арийской и другой восточной литературы, религии и науки, и привлечение внимания к исследованию необъяснённых законов природы и психических способностей человека.
Теософия не является новым изобретением. Это неотъемлемая истина всех философий, это основная часть доктрин в философии, науке и этике, преимущественно извлечённая из древних восточных священных теорий, которые были разработаны Братством приверженцев и посвящённых. Для достижения истины они использовали каждый из известных нам способов научного исследования, а также их собственные высокоразвитые методы научного наблюдения, испытания, концентрации и медитации. Они отслеживали важность и источники всех феноменов всеми возможными способами. Сравнивая результаты своих независимых исследований и наблюдений, они регистрировали свои выводы, признавая только те, которые выдерживали испытание и получали подтверждение из каждой точки и из любого направления.
Эта постепенно собранная масса фактов обеспечила основу для великих универсальных доктрин, а психическое развитие приверженцев и учеников дало им огромную власть над природой и способность проникновения в мистическую сторону Вселенной и человека.
Вышеупомянутые доктрины передаются из поколения в поколение с незапамятных времён. Они охраняются учениками, давшими самые священные обеты и посвятившими всю жизнь развитию своих психических и духовных способностей. Причиной для такой усердной охраны их от непосвящённых и несозревших является то, что это знание даёт великую силу, которая может применяться как для добра, так и для зла. Оно содержит в себе науку о тонких силах природы, их связи и соответствии между собой, знание их использования и применения для блага или разрушения человечества.
Это высшее знание всегда было доступно тем, кто созрел для него и чувствовал сильное желание достичь его неустанными жертвами. Но в те времена оно могло быть достигнуто путём самоотречения и отказа от мирских интересов ради посвящения только теми, интенсивность энергии и энтузиазм которых делали это возможным. Сейчас этот вопрос рассматривается точно так же, и так будет всегда, за исключением того, что часть доктрины выдаётся время от времени, а её как таковую можно доверить без опасения только во время прогресса. Это связано с тем, что проникновение в тайны природы требует состояния высшей чистоты и совершенства, и это конечное совершенство не является подарком, данным извне, оно должно быть заработано теми, кто его желает.
Часто спрашивают, почему только маленькая часть этой величайшей философии, существующей так долго, достигла нашей всё покоряющей цивилизации. Это произошло потому, что наша цивилизация, в основном занятая материальным и интеллектуальным прогрессом, отказывается даже признать высшие способности интуиции и возможности человека к духовной культуре. Эти высшие способности остаются спящими в расе материального возвышения и личного признания.
Хотя и была надежда, что в наше время загадка жизни могла быть разгадана и силы воздействия на природу могли быть получены простым интеллектуальным развитием, но, несомненно, очень мало было достигнуто, и, вместо этого, в результате неверно направленной энергии мы видим себя в пропасти современного материализма. Мало простой отмены этих тенденций и понимания неспособности раскрыть тайну всё проникающего и безошибочного закона природы с помощью физических средств. Отмена и уничтожение этих тенденций станет единственным мостом, который приведёт нас к просвещённому берегу высшей мудрости.
На этой беспокойной стадии неудовлетворённости и бесплодных поисков в настоящее время в мире появилось Теософское общество, имеющее поистине альтруистические побуждения. Оно напоминает сбитому с толку веку о ложном направлении, которое тот принял под влиянием иллюзии отделённости и отрицания высшей природы человека.
В основе всех теософских доктрин лежит одно фундаментальное положение: «неотъемлемое единство всей жизни и существования». Проявление жизни есть дифференциация этого единства. Цель дифференциации – эволюция, а неизбежность эволюции – это возвращение всего проявленного в его источник и начальное единство.
Существует две фазы, два полюса или два аспекта манифестации жизни: падение духа в материю и подъём материи в дух. Бесчисленное множество градаций в развитии между этими двумя полюсами показывает степень дифференциации из Единства в его движении вниз или вверх. Эта универсальная истина (неотъемлемого единства всей жизни и существования во всей природе) была основой, на которой крепилось высокое обязательство обеспечения средства для её распространения. Следовательно, Теософское общество было основано с целью установления практического рабочего центра для объяснения этих доктрин. Но более всего, с целью улучшения состояния человечества, указания общности интересов и единого источника происхождения, относительности положения человеческой жизни к остальной природе и возможностей человека в общей схеме эволюции. Кроме этой основной цели формирования ядра Всемирного Братства человечества, другие его цели – пропаганда изучения арийской и другой восточной литературы, религии и науки, и привлечение внимания к исследованию необъяснённых законов природы и психических способностей человека.
Теософия не является новым изобретением. Это неотъемлемая истина всех философий, это основная часть доктрин в философии, науке и этике, преимущественно извлечённая из древних восточных священных теорий, которые были разработаны Братством приверженцев и посвящённых. Для достижения истины они использовали каждый из известных нам способов научного исследования, а также их собственные высокоразвитые методы научного наблюдения, испытания, концентрации и медитации. Они отслеживали важность и источники всех феноменов всеми возможными способами. Сравнивая результаты своих независимых исследований и наблюдений, они регистрировали свои выводы, признавая только те, которые выдерживали испытание и получали подтверждение из каждой точки и из любого направления.
Эта постепенно собранная масса фактов обеспечила основу для великих универсальных доктрин, а психическое развитие приверженцев и учеников дало им огромную власть над природой и способность проникновения в мистическую сторону Вселенной и человека.
Вышеупомянутые доктрины передаются из поколения в поколение с незапамятных времён. Они охраняются учениками, давшими самые священные обеты и посвятившими всю жизнь развитию своих психических и духовных способностей. Причиной для такой усердной охраны их от непосвящённых и несозревших является то, что это знание даёт великую силу, которая может применяться как для добра, так и для зла. Оно содержит в себе науку о тонких силах природы, их связи и соответствии между собой, знание их использования и применения для блага или разрушения человечества.
Это высшее знание всегда было доступно тем, кто созрел для него и чувствовал сильное желание достичь его неустанными жертвами. Но в те времена оно могло быть достигнуто путём самоотречения и отказа от мирских интересов ради посвящения только теми, интенсивность энергии и энтузиазм которых делали это возможным. Сейчас этот вопрос рассматривается точно так же, и так будет всегда, за исключением того, что часть доктрины выдаётся время от времени, а её как таковую можно доверить без опасения только во время прогресса. Это связано с тем, что проникновение в тайны природы требует состояния высшей чистоты и совершенства, и это конечное совершенство не является подарком, данным извне, оно должно быть заработано теми, кто его желает.
Часто спрашивают, почему только маленькая часть этой величайшей философии, существующей так долго, достигла нашей всё покоряющей цивилизации. Это произошло потому, что наша цивилизация, в основном занятая материальным и интеллектуальным прогрессом, отказывается даже признать высшие способности интуиции и возможности человека к духовной культуре. Эти высшие способности остаются спящими в расе материального возвышения и личного признания.
Хотя и была надежда, что в наше время загадка жизни могла быть разгадана и силы воздействия на природу могли быть получены простым интеллектуальным развитием, но, несомненно, очень мало было достигнуто, и, вместо этого, в результате неверно направленной энергии мы видим себя в пропасти современного материализма. Мало простой отмены этих тенденций и понимания неспособности раскрыть тайну всё проникающего и безошибочного закона природы с помощью физических средств. Отмена и уничтожение этих тенденций станет единственным мостом, который приведёт нас к просвещённому берегу высшей мудрости.
На этой беспокойной стадии неудовлетворённости и бесплодных поисков в настоящее время в мире появилось Теософское общество, имеющее поистине альтруистические побуждения. Оно напоминает сбитому с толку веку о ложном направлении, которое тот принял под влиянием иллюзии отделённости и отрицания высшей природы человека.