Страница 1 из 1

Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 4. Европа

Добавлено: 29 май 2025, 07:54
Надежда Лебедева
Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 4. Европа

1. Введение


2. Восток


3. Исламская культура


Древняя Греция оставила миру богатое культурное наследие, которое оказало значительное влияние на всю Европу и на некоторые регионы Востока. От той эпохи сохранилось большое количество керамических сосудов, расписанных в разных стилях и несущих на себе различные знаки, в том числе и знак триединства. Изображение в виде трех кружков можно увидеть уже на керамике с геометрическим орнаментом, которая была распространена в Греции в VIII веке до н.э. Но наиболее часто троичный символ начинает встречаться с VI века до н.э., когда появляются терракотовые сосуды с черно- и краснофигурной росписью, сюжетами для которой послужили события, описанные в античной мифологии и эпических сказаниях. Тремя кругами орнаментировалась одежда изображаемых героев, различные предметы, музыкальные инструменты, иногда – фон. Знак триединства нередко изображали и над рисунками чаш.

Три круга, а также солярный знак в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, – вариант трискеля, – художники нередко наносили на рисунки доспехов и щитов древнегреческих воинов. С VI века до н.э. на Панафинеях, празднествах в честь богини Афины, победителям спортивных и музыкальных состязаний стали вручать чернофигурные амфоры с оливковым маслом из священных рощ Аттики. На лицевой стороне панафинейских амфор неизменно изображалась Афина-Воительница в полном вооружении. В одной руке Афина держала копье, в другой – щит, который обычно украшался различными эмблемами, в том числе и символом триединства.

В первом тысячелетии до н.э. обширная территория Западной Европы была заселена кельтскими племенами – галлами. В их искусстве триединый знак прослеживается, начиная с V века до н.э. Он изображался кельтами на различных предметах – ювелирных изделиях, посуде, доспехах и оружии воинов, на конской упряжи, деталях колесниц. В этот период в галльских изделиях появляются мотивы и в виде солярных символов – трискелей, нередко заканчивающихся тремя кругами. С IV века до н.э. к ним добавляется изображение необычных человеческих лиц, так называемых «масок», фантастических животных в виде драконов, грифонов, звериных мордочек. Один из уникальных предметов в таком стиле был обнаружен недалеко от Парижа в гробнице знатного кельта, предположительно друида. Названный Куполом драконов из Руасси, этот бронзовый предмет состоит из трех наложенных друг на друга кругов с соединенными между собой драконами и шариками-глобулами. Верхний круг в виде полусферического образования с тремя крупными глобулами располагается на вершине купола, представляя таким образом символ триединства. Ученые пока не смогли разгадать назначение этого предмета, но они считают, что в куполе с драконами отражено представление кельтов о Вселенной, которая, как видно из самого изделия, в их познании имела три уровня и завершалась единой триадой.

Кельтское континентальное искусство оказало большое влияние на культуру всей средневековой Европы. А в Ирландии и Британии, начиная с VII века, оно легло в основу островного стиля, отразившегося в образах христианства, которое к тому времени было принято проживавшими там кельтами и другими народами. Знак триединства изображался в самых разных видах и в большом количестве. Три круга или три спирали в кольце и без кольца, трискели, состоящие из дуг, змей, грифонов – все эти символы могли вписываться в орнаменты с разнообразными узлами, плетенками, нередко состоящими из змей, фантастических зверей, человеческих фигур; они могли располагаться в круглых медальонах или орнаментировать одежды и нимбы фигур, украшать образы животных. Троичный знак можно увидеть над головой Христа на бронзовом Распятии из Риннегана, под ручками Ардагской чаши – ирландского потира, на шкатулках-реликвариях, на рельефах каменных крестов, в миниатюрах рукописей евангелий.

Одной из рукописей, где очень ярко представлен символ триединства, является Келлская книга, шедевр островного искусства миниатюры конца VIII – начала IX веков. Состоящая из четырех евангелий и дополнительных материалов, книга украшена как небольшими рисунками в самом тексте, так и полностраничными красочными изображениями с многочисленными трискелями и тройными кругами. На одной из ее миниатюр представлен необычайно прекрасный образ Христа, восседающего на троне в центре символического распятия. В одной руке Он держит книгу, в другой – скипетр. Вокруг Его головы – огромный солнечный нимб с тремя крупными украшенными кругами. Внутренняя часть нимба состоит из лучей, каждый из которых, заканчивается знаком триединства в виде трех кружков. Одежда Христа и ткань на троне также орнаментированы троичным символом [9].

Триединый знак был широко распространен и у народов Европы периода Средневековья. В архитектуре он встречается как при франках в V–IX веках, так и в более поздний романский период. Но наибольший расцвет его использование достигает во время готики, когда храмы с высокими сводами, стрельчатыми арками и устремленными ввысь башенками, стали обильно украшаться этим символом. В виде рельефных трискелей, трилистников и трех кругов, заключенных в окружность, он покрывал стены готических соборов, образовывал ажурные узоры башенок и галерей, украшал витражи и окна. Окна могли быть простые, в виде отдельных трилистников или их групп, так и сложные – в виде цветка или звезды, так называемые окна-розы, в которых символ триединства был частью их общей формы. Наверное, трудно найти хоть один готический собор, где не было бы этого знака в том или ином виде. Собор Парижской Богоматери, Амьенский, Реймский, Мецкий, Руанский во Франции; Кельнский и Наубургский в Германии; Бургосский в Испании; Кафедральный собор Святого Вита в Чехии; Солсберийский, Линкольнский соборы в Великобритании и многие другие церковные постройки и гражданские здания той эпохи несут на себе троичный символ.

Храмовая скульптура, алтарные изображения и священные предметы средневековой Европы также отмечены тройственным знаком. Он украшал алтари соборов и часовен, переносные алтари-складни, часто изображался на скульптурах, в живописных изображениях, на вышивках и гобеленах – по краю нимба, на головных уборах священников – митрах, в виде фибулы-броши на груди Христа, святых и епископов, на короне Девы Марии.

Символ триединства часто присутствует и в европейских рукописях Священного Писания и богослужебных книг, широкое изготовление которых началось на материке со времен франкского государства. В средневековых миниатюрах он мог украшать изображения храмов, небесных сводов, нимбы и одежды фигур. Также он использовался для иллюминации заглавных букв в текстах. В период Возрождения знак триединства в различных формах возникает на картинах великих мастеров той эпохи: Сандро Боттичелли, Тициана, Маттео ди Джованни и других. Часто он встречается на полотнах нидерландских художников эпохи Северного Возрождения. Так знаменитый Гентский алтарь братьев Губерта и Яна ван Эйков украшает окошко, выполненное в виде трилистника. Рогир ван дер Вейден в картине Страшного Суда изображает архангела Михаила, который взвешивает души людей, с круглой брошью с триединым знаком. Неоднократно этот символ использует в своих работах и Ганс Мемлинг, помещая его в виде застежки-фибулы на груди Христа.


Примечание


9. В подписи к миниатюре указано, что это портрет Иоанна евангелиста. Но изображение фигуры на троне в центре Распятия и с огромным солнечным нимбом над головой позволяет отнести ее к Иисусу Христу. В искусстве VIII–X веков в Ирландии и Британии были распространены каменные кресты с рельефными изображениями, на которых с одной стороны помещалось Распятие, а на другой – фигура Христа в различных сценах. Лик Спасителя в центре креста имеется и в мозаике равеннской базилики Сант–VI века.


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8365