Любовь Хоменок. «Вперед, друзья, вперед!». День Музеев в Международном Центре Рерихов
Добавлено: 28 май 2020, 12:57
Замечательный Центр, восстановленный заботливыми руками
подвижников и последователей Рерихов.
Он нужен всем, не только как музей.
Это важный духовный Центр, несущий в мир идеи добра,
справедливости, интеллектуального поиска идеальности.
А. Авдеев, министр культуры России, 22 июля 2008 г.
18 мая по традиции большинство музеев России и стран зарубежья отмечают День музеев. Правда, в этом году в связи с пандемией праздник проходит в особых условиях, многие музеи и вовсе отказались от его проведения. В непростой ситуации оказался и Международный Центр Рерихов (МЦР), общественный Музей имени Н.К.Рериха которого, вплоть до своего захвата и разрушения в 2017 году, являлся постоянным участником этого события. Бывало, к вечеру в его роскошных залах уже толпились москвичи и гости столицы, проходили увлекательные экскурсии, встречи, концерты – это был настоящий музейный праздник. Период с 2017 года до настоящего времени ознаменовался для организации тяжелой борьбой за существование и отнятое чиновниками наследие Рерихов. Тем не менее День музеев 2020 года МЦР отметил с размахом, который трудно было бы ожидать от него в такой ситуации. Праздник ознаменовался 12-часовым онлайн-марафоном «Общественный Музей имени Н.К.Рериха. Прошлое. Настоящее. Будущее». В нем приняли участие более 200 представителей из разных городов России и зарубежья. Сотрудникам музея и волонтерам с помощью видеозарисовок, воспоминаний, поэтических и музыкальных номеров удалось красиво и мощно представить грандиозную летопись становления и деятельности одного из самых масштабных общественных музеев в России.
Перед участниками праздника предстали славные страницы его истории, когда в лихие 90-е годы люди, очнувшись от тоталитарной спячки, с энтузиазмом созидали принципиально новый прекрасный храм культуры. Именно с подобными бескорыстными тружениками патриарх российской культуры Д.С.Лихачев связывал будущее возрождение России, именно об этом говорила выдающийся ученый Л.В.Шапошникова, когда утверждала, что культура государственная становится культурой народной, именно на них надеялся Николай Рерих, называя Иваном Стотысячным. Они приезжали в Москву из самых разных уголков России и зарубежья, создавались целые строительные бригады, многие осваивали новые для себя специальности. Как сказала одна из участниц тех событий Людмила Мазур (Украина, Киев), работа была очень тяжелой, но мы все были счастливы.
В то непростое для всей страны время их вдохновляли и вели за собой сильные и смелые водители, которых впоследствии стали называть эпичным словом «Основатели». Это Святослав Николаевич Рерих, великий художник, ученый, педагог, общественный деятель, передавший наследие своей замечательной семьи созданной им организации – Международному Центру Рерихов. Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо С.Н.Рериха, выдающийся ученый и организатор, возложившая на свои плечи, казалось бы, непосильную ношу в условиях постоянной борьбы с государственными чиновниками и постперестроечной разрухи выполнить волю Рерихов и создать музей, о котором они мечтали. Известный дипломат Юлий Михайлович Воронцов, благодаря ему Л.В.Шапошниковой удалось привезти бесценное наследие Рерихов в Россию. Истинный меценат Борис Ильич Булочник, без финансовой поддержки которого создание уникального музея было бы очень затруднено.
Эти четыре «краеугольных камня» встали как стражи в основание Центра-Музея во имя красоты, мира и великого будущего.
Поэтому о чем бы ни говорили участники праздника, они неизменно вспоминали Основателей с благодарностью и восхищением, говорили о Людмиле Васильевне Шапошниковой, благодаря мужеству и энергии которой общественный Музей имени Н.К.Рериха был не только создан и открыт, но и стал культурно-духовным центром мирового уровня.
Очень точно значение общественного Музея имени Н.К.Рериха передала его директор и ведущая праздника Н.Н.Черкашина. В своем вступительном слове она сказала, что Музей имени Н.К.Рериха «наполнил нашу жизнь смыслом и высокими идеями космической эволюции. Эти идеи заложены в уникальном наследии Рерихов, которое Святослав Николаевич, выполняя волю своих родителей, передал на Родину, в Россию».
Для будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха правительство Москвы выделило старинную усадьбу Лопухиных. Главный дом, флигель и территория вызывали ассоциацию с кадрами военной кинохроники: усадебный двор пересекали глубокие траншеи; пилоны парадных ворот были разрушены, вместо исторической ограды громоздился железобетонный забор; фасад главного здания был обезображен зияющими провалами, многочисленными трещинами и осыпающейся штукатуркой.
Основным объемом реставрационно-ремонтных работ руководили Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда – главный архитектор МЦР, член Союза московских архитекторов, и Владимир Анатольевич Родионов – главный специалист МЦР по строительству и реставрации. Все реставрационные работы с 1995 года проводились под авторским руководством Ирины Давыдовны Любимовой – архитектора-реставратора высшей категории, главного архитектора проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.
Музейная деятельность МЦР началась сразу после прибытия наследия Рерихов в Россию. Известный искусствовед Т.Г.Роттерт стала одним из первых сотрудников нового Музея, которая начала разбирать и описывать поступившие вещи, организовывать первые экспозиции и проводить экскурсии. Практически она стояла у истоков всей музейной работы и непосредственно воспитала многих квалифицированных специалистов. О первых днях тогда еще будущего музея вспоминал Андрей Миллер, бывший секретарь Советского Фонда Рерихов.
Главное здание усадьбы еще стояло в лесах, а первое открытие Музея уже состоялось. Это произошло 12 февраля 1993 года в день рождения Е.И.Рерих. Всего две недели не дожил Святослав Николаевич до этого долгожданного события. Людмила Васильевна очень торопилась. Она понимала, как необходимы людям те новые знания и духовные энергии, которые несло в себе наследие Рерихов. Экспозиция первого Музея разместилась в пяти небольших комнатах флигеля и представляла собой прообраз будущего Большого Музея. Многое, в том числе ремонт комнат и изготовление витрин, было сделано руками самих музейных работников.
А уже через год, в 1994 году, новая, Вторая, экспозиция разместилась в пяти отремонтированных залах на первом этаже главного здания усадьбы. Экспозицию расширили, увеличили количество представленных картин и экспонатов. Один из залов был посвящен Святославу Николаевичу Рериху, там разместились отреставрированные полотна художника.
И наконец в 1997 году в главном здании усадьбы на втором этаже открылась полноценная музейная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха. Этому предшествовало несколько недель напряженной работы, достигшей в последние четыре дня колоссального накала. Как скажет потом Людмила Васильевна на открытии экспозиции, люди не стояли на ногах, а некоторые даже заболели. О тех памятных днях рассказал участник событий Владимир Домнин, как работали и днем, и ночью, спали 2–3 часа в сутки, но, несмотря на нечеловеческую усталость, испытывали энтузиазм и внутренний подъем. За восемь дней до открытия Л.В.Шапошникова собрала волонтеров – около ста человек, и под ее руководством они действовали быстро и слаженно. Это и обеспечило успех. «Я не знаю, – сказал Домнин, – может быть, это как плотина, турбины которой заработают после заполнения водоема, но вот в последние четыре дня турбины заработали». Не случайно ведущая программы Н.Н.Черкашина назвала общественный Музей имени Н.К.Рериха ручной работой.
Открытие общественного музея в 1997 году стало незабываемым праздником для всех почитателей творчества семьи Рерихов. Его открытие приветствовали многие страны мира. Вызывал он восхищение и российских чиновников. Министр культуры РФ Н.Л.Дементьева, лично присутствовавшая на открытии, не переставала удивляться, как удалось общественникам создать музей мирового уровня без копейки государственных средств. В том же ключе выступил и председатель комитета по культуре правительства Москвы И.Б.Бугаев, назвавший открытие Музея событием уникальным. Он также отметил, какие колоссальные силы были положены коллективом, чтобы создать такое учреждение культуры, и выразил уверенность, что здесь продолжится огромная культурная и научная работа с наследием Рерихом.
подвижников и последователей Рерихов.
Он нужен всем, не только как музей.
Это важный духовный Центр, несущий в мир идеи добра,
справедливости, интеллектуального поиска идеальности.
А. Авдеев, министр культуры России, 22 июля 2008 г.
18 мая по традиции большинство музеев России и стран зарубежья отмечают День музеев. Правда, в этом году в связи с пандемией праздник проходит в особых условиях, многие музеи и вовсе отказались от его проведения. В непростой ситуации оказался и Международный Центр Рерихов (МЦР), общественный Музей имени Н.К.Рериха которого, вплоть до своего захвата и разрушения в 2017 году, являлся постоянным участником этого события. Бывало, к вечеру в его роскошных залах уже толпились москвичи и гости столицы, проходили увлекательные экскурсии, встречи, концерты – это был настоящий музейный праздник. Период с 2017 года до настоящего времени ознаменовался для организации тяжелой борьбой за существование и отнятое чиновниками наследие Рерихов. Тем не менее День музеев 2020 года МЦР отметил с размахом, который трудно было бы ожидать от него в такой ситуации. Праздник ознаменовался 12-часовым онлайн-марафоном «Общественный Музей имени Н.К.Рериха. Прошлое. Настоящее. Будущее». В нем приняли участие более 200 представителей из разных городов России и зарубежья. Сотрудникам музея и волонтерам с помощью видеозарисовок, воспоминаний, поэтических и музыкальных номеров удалось красиво и мощно представить грандиозную летопись становления и деятельности одного из самых масштабных общественных музеев в России.
Перед участниками праздника предстали славные страницы его истории, когда в лихие 90-е годы люди, очнувшись от тоталитарной спячки, с энтузиазмом созидали принципиально новый прекрасный храм культуры. Именно с подобными бескорыстными тружениками патриарх российской культуры Д.С.Лихачев связывал будущее возрождение России, именно об этом говорила выдающийся ученый Л.В.Шапошникова, когда утверждала, что культура государственная становится культурой народной, именно на них надеялся Николай Рерих, называя Иваном Стотысячным. Они приезжали в Москву из самых разных уголков России и зарубежья, создавались целые строительные бригады, многие осваивали новые для себя специальности. Как сказала одна из участниц тех событий Людмила Мазур (Украина, Киев), работа была очень тяжелой, но мы все были счастливы.
В то непростое для всей страны время их вдохновляли и вели за собой сильные и смелые водители, которых впоследствии стали называть эпичным словом «Основатели». Это Святослав Николаевич Рерих, великий художник, ученый, педагог, общественный деятель, передавший наследие своей замечательной семьи созданной им организации – Международному Центру Рерихов. Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо С.Н.Рериха, выдающийся ученый и организатор, возложившая на свои плечи, казалось бы, непосильную ношу в условиях постоянной борьбы с государственными чиновниками и постперестроечной разрухи выполнить волю Рерихов и создать музей, о котором они мечтали. Известный дипломат Юлий Михайлович Воронцов, благодаря ему Л.В.Шапошниковой удалось привезти бесценное наследие Рерихов в Россию. Истинный меценат Борис Ильич Булочник, без финансовой поддержки которого создание уникального музея было бы очень затруднено.
Эти четыре «краеугольных камня» встали как стражи в основание Центра-Музея во имя красоты, мира и великого будущего.
Поэтому о чем бы ни говорили участники праздника, они неизменно вспоминали Основателей с благодарностью и восхищением, говорили о Людмиле Васильевне Шапошниковой, благодаря мужеству и энергии которой общественный Музей имени Н.К.Рериха был не только создан и открыт, но и стал культурно-духовным центром мирового уровня.
Очень точно значение общественного Музея имени Н.К.Рериха передала его директор и ведущая праздника Н.Н.Черкашина. В своем вступительном слове она сказала, что Музей имени Н.К.Рериха «наполнил нашу жизнь смыслом и высокими идеями космической эволюции. Эти идеи заложены в уникальном наследии Рерихов, которое Святослав Николаевич, выполняя волю своих родителей, передал на Родину, в Россию».
Для будущего общественного Музея имени Н.К.Рериха правительство Москвы выделило старинную усадьбу Лопухиных. Главный дом, флигель и территория вызывали ассоциацию с кадрами военной кинохроники: усадебный двор пересекали глубокие траншеи; пилоны парадных ворот были разрушены, вместо исторической ограды громоздился железобетонный забор; фасад главного здания был обезображен зияющими провалами, многочисленными трещинами и осыпающейся штукатуркой.
Основным объемом реставрационно-ремонтных работ руководили Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда – главный архитектор МЦР, член Союза московских архитекторов, и Владимир Анатольевич Родионов – главный специалист МЦР по строительству и реставрации. Все реставрационные работы с 1995 года проводились под авторским руководством Ирины Давыдовны Любимовой – архитектора-реставратора высшей категории, главного архитектора проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских.
Музейная деятельность МЦР началась сразу после прибытия наследия Рерихов в Россию. Известный искусствовед Т.Г.Роттерт стала одним из первых сотрудников нового Музея, которая начала разбирать и описывать поступившие вещи, организовывать первые экспозиции и проводить экскурсии. Практически она стояла у истоков всей музейной работы и непосредственно воспитала многих квалифицированных специалистов. О первых днях тогда еще будущего музея вспоминал Андрей Миллер, бывший секретарь Советского Фонда Рерихов.
Главное здание усадьбы еще стояло в лесах, а первое открытие Музея уже состоялось. Это произошло 12 февраля 1993 года в день рождения Е.И.Рерих. Всего две недели не дожил Святослав Николаевич до этого долгожданного события. Людмила Васильевна очень торопилась. Она понимала, как необходимы людям те новые знания и духовные энергии, которые несло в себе наследие Рерихов. Экспозиция первого Музея разместилась в пяти небольших комнатах флигеля и представляла собой прообраз будущего Большого Музея. Многое, в том числе ремонт комнат и изготовление витрин, было сделано руками самих музейных работников.
А уже через год, в 1994 году, новая, Вторая, экспозиция разместилась в пяти отремонтированных залах на первом этаже главного здания усадьбы. Экспозицию расширили, увеличили количество представленных картин и экспонатов. Один из залов был посвящен Святославу Николаевичу Рериху, там разместились отреставрированные полотна художника.
И наконец в 1997 году в главном здании усадьбы на втором этаже открылась полноценная музейная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха. Этому предшествовало несколько недель напряженной работы, достигшей в последние четыре дня колоссального накала. Как скажет потом Людмила Васильевна на открытии экспозиции, люди не стояли на ногах, а некоторые даже заболели. О тех памятных днях рассказал участник событий Владимир Домнин, как работали и днем, и ночью, спали 2–3 часа в сутки, но, несмотря на нечеловеческую усталость, испытывали энтузиазм и внутренний подъем. За восемь дней до открытия Л.В.Шапошникова собрала волонтеров – около ста человек, и под ее руководством они действовали быстро и слаженно. Это и обеспечило успех. «Я не знаю, – сказал Домнин, – может быть, это как плотина, турбины которой заработают после заполнения водоема, но вот в последние четыре дня турбины заработали». Не случайно ведущая программы Н.Н.Черкашина назвала общественный Музей имени Н.К.Рериха ручной работой.
Открытие общественного музея в 1997 году стало незабываемым праздником для всех почитателей творчества семьи Рерихов. Его открытие приветствовали многие страны мира. Вызывал он восхищение и российских чиновников. Министр культуры РФ Н.Л.Дементьева, лично присутствовавшая на открытии, не переставала удивляться, как удалось общественникам создать музей мирового уровня без копейки государственных средств. В том же ключе выступил и председатель комитета по культуре правительства Москвы И.Б.Бугаев, назвавший открытие Музея событием уникальным. Он также отметил, какие колоссальные силы были положены коллективом, чтобы создать такое учреждение культуры, и выразил уверенность, что здесь продолжится огромная культурная и научная работа с наследием Рерихом.