...Так о какой же защите наследия Рерихов просит министра культуры Алексей Бондаренко?
Вопрос о защите, по мнению автора письма, заключается в необходимости изъять наследие Рерихов у Международного Центра Рерихов, как организации, якобы не имеющей отношения к Советскому Фонду Рерихов, и передать его в государственную собственность. Данное утверждение, А.А. Бондаренко подкрепляет своими выводами о преимуществе государственных музеев перед общественными. В частности, он, считая государственные музеи самой надежной формой музеев в нашей стране, приводит в доказательство свое мнение, что общественные музеи являются лишь «первичной формообразующей субстанцией, из которой вырастают новые музеи. Некоторые из них закрываются, некоторые развиваются, становятся муниципальными, государственными или корпоративными»1. Очевидная эволюция общественных музеев, выведенная автором письма, должна была быть, по его мнению, хорошо известна и всем Рерихам. Поэтому он подчеркивает, что успех всех созданных Рерихами в США организаций произошел только благодаря поддержке государства.
Однако, всем, кто занимается серьезно изучением наследия Рерихов хорошо известно, что, во-первых, все созданные Рерихами организации имели общественный статус. Во-вторых, все инициативы по продвижению идей Рерихов, организации культурных проектов и осуществлении научно-исследовательских экспедиций выдвигались этими организациями и лично Рерихами, что подчеркивает важнейшую роль в управлении данными организациями доверенных лиц Рерихов. Таким образом, в работе рериховских организаций исключительная роль принадлежала общественности, а не государству. Государство совместно с представителями бизнеса лишь в некоторой степени осуществляло финансирование отдельных проектов этих учреждений, но никогда не управляло ими и не распоряжалось их собственностью5.
Таким же образом, поступил и Святослав Николаевич Рерих. В своем программном письме «Медлить нельзя» он четко определил концепцию создаваемого им Центра-Музея: «Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания. Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда)»6. Поэтому совершенно точно известно, что Советский Фонд Рерихов не имел, как утверждает А.А. Бондаренко «defacto» «государственный статус и соответствующее финансирование»1. Об этом свидетельствуют два документа. Первый – это Устав Советского Фонда Рерихов, в п.1 которого было записано: «Советский фонд Рерихов (в дальнейшем – Фонд) – всесоюзная самоуправляемая общественная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР, законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с настоящим Уставом»7. Второй документ – открытое письмо членов правления МЦР под названием «Всем, всем, всем! Кому дорого уникальное духовное и художественное наследие семьи Рерихов», опубликованное 4 сентября 1993 г. В нем отмечалось следующее: «В 1990 году великим русским художником Святославом Николаевичем Рерихом было передано в дар согласно воле его родителей уникальное сокровище (картины, произведения искусства, архив, библиотека, личные вещи и другие реликвии семьи Рерихов) с условием создания общественного Музея имени Н.К. Рериха и Центра, носившего бы международный характер. Руководство страны предоставило С.Н. Рериху возможность самому выбрать для их размещения место и здания. Выбор дарителя пал на старинную красивую усадьбу Лопухиных в центре Москвы. В соответствии с решением Правительства здания, прилегающая территория с садом были переданы созданному Советскому Фонду Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов). Основными учредителями этой общественной организации стали Фонд мира и Фонд культуры. Профинансировать реставрацию главного дома усадьбы было поручено бывшему пользователю – Минтяжмашу СССР. Однако это поручение Правительства и требование законодательства оказались невыполненными, реставрация не проведена, в результате чего здания усадьбы находятся в аварийном состоянии. <…>
В настоящее время выполнена часть противоаварийных работ по главному дому, подготовлена в полном объеме проектно-сметная документация на проведение всего комплекса работ по реставрации и благоустройству усадьбы Лопухиных. Общий объем этих работ (в ценах на 01.08.93) составляет около 6 миллиардов рублей. На обращения в государственные инстанции о хотя бы долевом бюджетном финансировании – ответ отрицательный (выделено авт. статьи).
Международный Центр Рерихов, учитывая аварийное состояние зданий усадьбы, взял на себя функции заказчика и осуществление обязательств по их реставрации, не выполненных прежними пользователями. Однако, не имея никакой государственной финансовой поддержки, обеспечивая за счет собственных средств затраты на охрану и сохранение наследия Рерихов, проведение разносторонней деятельности, Международный Центр Рерихов как некоммерческая, общественная организация не имеет возможности профинансировать работы по усадьбе в требуемом объеме.
Уважаемые предприниматели, банкиры, будущие спонсоры, давайте же вместе выполним волю и завещание великих Рерихов и наш нравственный долг!»8 Что еще можно добавить к сказанному? Только то, что Центр-Музей имени Н.К. Рериха обещанной когда-то С.Н. Рериху государством помощи и поддержки так и не дождался до сих пор.
Денис Внуков, "Господа претенденты! Зачем Вам наследие Рерихов?"
Источник:
http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/rfmi-against-icr/vnukov.php