Сохранить ростки независимой культуры
Добавлено: 18 мар 2017, 19:11
Сохранить ростки независимой культуры
Из выступления Л.В. Шапошниковой в Госдуме РФ, 2002
Причин нарушения прав человека в каждой стране много. Но мне кажется, есть два правовых момента, о которых мы сегодня говорим. Первая причина в самом правовом поле. Наше право, наши законы часто не совпадают с нравственностью, которая у нас сложилась, традиционна и с которой мы двигаемся вперед. Закон, отчужденный от нравственных традиций, по-моему, всегда будет содействовать нарушению прав человека. Те законы, которые у нас сейчас есть, не выполняются и обходятся. И часто правильно, что обходятся. В свое время мы имели отношение к такому правовому нравственному моменту, когда отбивали наше здание для музея Рериха. И тогда судьи высшего арбитража вопреки постановлению Правительства, подписанному Черномырдиным, приняли решение в нашу пользу, потому что учли нравственный момент. Вторая причина. Мы говорим о правовой культуре. Но пока не будет прав у самой культуры, ни о какой правовой культуре тоже говорить нельзя, потому что нет правовой основы, на которую она может опереться. Но когда есть права у культуры, тогда это может произойти.
Мы можем говорить, что Культура – столп эволюции. Культура – основа нашей человечности, нашего развития и т.д. Но мы не должны проходить мимо конкретных процессов в культуре, которые происходят в нашей стране. А каковы они, мы должны представлять себе эту конкретную ситуацию. Если мы не будем себе ее представлять, то ничего с культурой не сделаем, даже если ее профинансируют, даже если будут приняты хорошие законы. Просто мы сначала много-много разрушим, а потом начнем восстанавливать. Так что происходит у нас в культуре? Вам, наверное, всем известно, что в период существования тоталитарного государства культура была практически превращена в идеологию. Она была ограничена этой идеологией. Она служила этой идеологии. И поэтому говорить в то время о широкой культу- ре было нельзя, можно только об отдельных элементах культуры. И вот нам в наследство достались эти элементы культуры. Сейчас разрушена прежняя государственная идеология. И поэтому нам нужно понять, что же, в конце концов, произошло. Если мы этого не поймем, мы дальше не двинемся! Несмотря на все негативные явления, которые были связаны с разрушением одного государства и становлением другого, такой процесс, как свобода мысли, пожалуй, является наиболее важной деталью всего того, что связано сейчас с культурой. Свобода мысли, которая расширила наше информационное поле и дала нам возможность многое осмыслить. Старая идеологическая культура была государственной. Сейчас появились новые тенденции, которые состоят в том, что появилась не только государственная культура, но и независимая. Если говорить о государственной культуре, то ею руководит государство. Но я хочу поставить вопрос: может ли кто-то вообще руководить культурой? Может ли кто-то диктовать художнику, писателю, поэту, как ему писать, как себя вести, что создавать? Вы меня поймите правильно, я имею в виду истинную культуру, а не ту массовую, которую мы подобрали на помойке западной цивилизации, простите, и теперь говорим, что это наша культура. Но это недолго продлится. Независимая культура должна существовать. Ростки ее уже поднимаются. Но в то же время государственное ведомство культуры старается задушить эти ростки. Я никак не могу понять: что собой представляет ведомство культуры? Теперь наступило время, когда они творческим
процессом культуры не могут руководить. А что они делают? Душат независимую культуру, в которой наше будущее. Нужно ли министерство культуры? Нет, не нужно. Но вы поймите меня правильно, я не призываю идти сейчас штурмовать министерство культуры, оно кончится само собой. Есть такая страна Италия, в которой сосредоточено около 70% мирового культурного наследия. Но в Италии нет министерства культуры. А государство имеет к культуре такое отношение: поддерживает и финансирует. Если и у нас государство будет помогать культуре и поддерживать, то нам тоже вовсе не надо чиновников, которые будут диктовать, как кому писать, что кому делать, как кому организовывать. Сейчас происходит, как в свое время кто-то из писателей сказал, сшибка старой государственной культуры, в плане государственного аппарата, и независимой, которая сейчас возникает. Пример Музея Рериха и Международного центра Рерихов, это единая организация, дает богатый материал для размышлений. Во-первых, мы за несколько лет создали музей и отреставрировали этот памятник истории, который у нас остался, чтобы разместить Музей. Мы не попросили у государства ни копейки, а сделали это за счет тех, кто был заинтересован в создании музея, в том числе один из крупных меценатов. Но Минкульт встал, как говорится, против нас. Мы сегодня говорим о культуре права. Но мы забываем одно, что наши высокие чины первыми нарушают даже то элементарное право, которое у нас сейчас есть. Ведь государство ни для Швыдкого, Дементьевой или Сидорова, а государство для нас – для народа. Пока не поймут, что это так, будет нарушение государственными людьми права. Наши круглые столы должны иметь результат. Мы хорошо говорим. Но если мы ограничим все, что с нами происходит, только разговорами, то мы никогда ничего не добьемся. Мы не поднимем культуру, не защитим культуру теперешнюю, мы не поймем, как нам жить дальше!
Из выступления Л.В. Шапошниковой в Госдуме РФ, 2002
Причин нарушения прав человека в каждой стране много. Но мне кажется, есть два правовых момента, о которых мы сегодня говорим. Первая причина в самом правовом поле. Наше право, наши законы часто не совпадают с нравственностью, которая у нас сложилась, традиционна и с которой мы двигаемся вперед. Закон, отчужденный от нравственных традиций, по-моему, всегда будет содействовать нарушению прав человека. Те законы, которые у нас сейчас есть, не выполняются и обходятся. И часто правильно, что обходятся. В свое время мы имели отношение к такому правовому нравственному моменту, когда отбивали наше здание для музея Рериха. И тогда судьи высшего арбитража вопреки постановлению Правительства, подписанному Черномырдиным, приняли решение в нашу пользу, потому что учли нравственный момент. Вторая причина. Мы говорим о правовой культуре. Но пока не будет прав у самой культуры, ни о какой правовой культуре тоже говорить нельзя, потому что нет правовой основы, на которую она может опереться. Но когда есть права у культуры, тогда это может произойти.
Мы можем говорить, что Культура – столп эволюции. Культура – основа нашей человечности, нашего развития и т.д. Но мы не должны проходить мимо конкретных процессов в культуре, которые происходят в нашей стране. А каковы они, мы должны представлять себе эту конкретную ситуацию. Если мы не будем себе ее представлять, то ничего с культурой не сделаем, даже если ее профинансируют, даже если будут приняты хорошие законы. Просто мы сначала много-много разрушим, а потом начнем восстанавливать. Так что происходит у нас в культуре? Вам, наверное, всем известно, что в период существования тоталитарного государства культура была практически превращена в идеологию. Она была ограничена этой идеологией. Она служила этой идеологии. И поэтому говорить в то время о широкой культу- ре было нельзя, можно только об отдельных элементах культуры. И вот нам в наследство достались эти элементы культуры. Сейчас разрушена прежняя государственная идеология. И поэтому нам нужно понять, что же, в конце концов, произошло. Если мы этого не поймем, мы дальше не двинемся! Несмотря на все негативные явления, которые были связаны с разрушением одного государства и становлением другого, такой процесс, как свобода мысли, пожалуй, является наиболее важной деталью всего того, что связано сейчас с культурой. Свобода мысли, которая расширила наше информационное поле и дала нам возможность многое осмыслить. Старая идеологическая культура была государственной. Сейчас появились новые тенденции, которые состоят в том, что появилась не только государственная культура, но и независимая. Если говорить о государственной культуре, то ею руководит государство. Но я хочу поставить вопрос: может ли кто-то вообще руководить культурой? Может ли кто-то диктовать художнику, писателю, поэту, как ему писать, как себя вести, что создавать? Вы меня поймите правильно, я имею в виду истинную культуру, а не ту массовую, которую мы подобрали на помойке западной цивилизации, простите, и теперь говорим, что это наша культура. Но это недолго продлится. Независимая культура должна существовать. Ростки ее уже поднимаются. Но в то же время государственное ведомство культуры старается задушить эти ростки. Я никак не могу понять: что собой представляет ведомство культуры? Теперь наступило время, когда они творческим
процессом культуры не могут руководить. А что они делают? Душат независимую культуру, в которой наше будущее. Нужно ли министерство культуры? Нет, не нужно. Но вы поймите меня правильно, я не призываю идти сейчас штурмовать министерство культуры, оно кончится само собой. Есть такая страна Италия, в которой сосредоточено около 70% мирового культурного наследия. Но в Италии нет министерства культуры. А государство имеет к культуре такое отношение: поддерживает и финансирует. Если и у нас государство будет помогать культуре и поддерживать, то нам тоже вовсе не надо чиновников, которые будут диктовать, как кому писать, что кому делать, как кому организовывать. Сейчас происходит, как в свое время кто-то из писателей сказал, сшибка старой государственной культуры, в плане государственного аппарата, и независимой, которая сейчас возникает. Пример Музея Рериха и Международного центра Рерихов, это единая организация, дает богатый материал для размышлений. Во-первых, мы за несколько лет создали музей и отреставрировали этот памятник истории, который у нас остался, чтобы разместить Музей. Мы не попросили у государства ни копейки, а сделали это за счет тех, кто был заинтересован в создании музея, в том числе один из крупных меценатов. Но Минкульт встал, как говорится, против нас. Мы сегодня говорим о культуре права. Но мы забываем одно, что наши высокие чины первыми нарушают даже то элементарное право, которое у нас сейчас есть. Ведь государство ни для Швыдкого, Дементьевой или Сидорова, а государство для нас – для народа. Пока не поймут, что это так, будет нарушение государственными людьми права. Наши круглые столы должны иметь результат. Мы хорошо говорим. Но если мы ограничим все, что с нами происходит, только разговорами, то мы никогда ничего не добьемся. Мы не поднимем культуру, не защитим культуру теперешнюю, мы не поймем, как нам жить дальше!