Л.В. Шапошникова, "Этическая философия Космической эволюции"
Добавлено: 02 дек 2016, 15:28
Мир вступает в период длительного неблагополучия и великих потрясений.
Но великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого
дух человеческий должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен.
Н.А. Бердяев
Философия Живой Этики как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Обстоятельства сложились так, что Россия оказалась в это время пространством двух революций – Духовной и социальной. И это определило ее особое положение и ее роль в мировой истории. Совпадение во времени и пространстве двух революций, несомненно, представляет определенную загадку, за которой стоят какие-то движения самой космической эволюции. Именно Духовная революция, скрытая от многих глаз внешними катаклизмами, разрушениями и кровавыми столкновениями социальной революции, инициировала процесс, с которого началось формирование на планете Земля нового мышления и становление более высокой ступени человеческого сознания. То, что эволюционные изменения, носившие космический характер, наступили именно в России, объясняется рядом причин. И прежде всего тем, что подобные изменения, которые готовятся длительное время, требуют соответствующей энергетики. Истоками этой энергетики были и положение России на средостении Востока и Запада, и многослойность и синтетичность ее культуры, полярность в характере народа, и, наконец, пребывание в ее духовном пространстве таких выдающихся исторических личностей, каковым являлся святой Сергий Радонежский. Живший в XVI веке, он оказал мощное и многостороннее влияние на важнейшие процессы русской жизни, на развитие в народе духовности, нравственности, а также лучших черт национального характера. Без его богатейшего вклада в духовную культуру страны вряд ли бы смогла в XX веке состояться в России Духовная революция. К этому еще можно добавить, что его взгляды имели много общего с концепцией Живой Этики. Учение святого Сергия о Троице, об Общем Благе, об Общине, о мире Высшем, о важнейшей роли нравственности и сотрудничества в жизни народа, о необходимости труда как средства духовных достижений определило на Руси те ведущие вехи, которые и оказали решающее влияние на самый высокий полюс духовной жизни страны, укрепило ее и подготовило к грядущим изменениям.
Духовная революция, в отличие от социальной, набирает свою энергетику медленно, ибо связана с наиболее консервативными явлениями человеческого духа, каковыми являются мышление и сознание. Она начала себя проявлять уже в начале XX века новой мыслью философов Серебряного века, затем неожиданными открытиями в научной мысли. На смену старому социологическому мышлению и сознанию шло новое космическое, более высокого измерения, требовавшее иных подходов, иной духовной и научной практики.
Это мышление складывалось как бы тремя потоками, два из которых зародились на земле России, а третий вышел из иного пространства – далеких земель Востока. Однако путь ему в Россию проложили наши же соотечественники Н.К. и Е.И. Рерихи.
Целая плеяда русских философов, представлявшая первый поток новой мысли, – В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.Д. Ильин и другие, уже работали над проблемами, которые были связаны с процессами космической эволюции, с осмыслением таких понятий, как «иное измерение», Высшее, дух человека и его сознание. Они искали иные подходы к таким, казалось бы, вечным философским категориям, как дух и материя. Русские мыслители прозревали ту энергетическую целостность Мироздания, которая пронизывала все человеческое бытие, и понимали, что если человечество не поднимется на новый уровень сознания, по-новому не осмыслит космические процессы, оно столкнется с социальными и духовными катастрофами, которые ввергнут его в серию тяжелых и затяжных кризисов. Старое сопротивлялось и не хотело уступать. Новое и старое, Свет и тьма, Дух и косная материя – вот те противоположения, энергетика взаимодействия которых постепенно заполняла духовно-культурное пространство России. Борьба за новое сознание и мышление разворачивалась на вершинах человеческого духа, там определялась и эволюционная судьба человечества.
Второй поток, влившийся в пространство Духовной революции, заявил о себе новыми научными достижениями, новой научной мыслью. В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев и их единомышленники смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин, пересматривали их, привлекая откровения древних мудрецов, достижения умозрительной философии Востока. Космическое мироощущение получало научное подтверждение. Возникало новое представление о Вселенной, реальности которой не отвечали общепринятой методологии традиционной науки. Формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Начался процесс одухотворения самой науки. Новое космическое мышление вводило в науку категорию Высшего, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования невидимых миров. В.И. Вернадский выстраивал на основе нового энергетического мировоззрения концепцию ноосферы планеты, или сферы Разума, беря за основу развитие научной мысли. А.Л. Чижевский исследовал космические причины земного исторического процесса. К.Э. Циолковский излагал свои догадки-озарения о разумных силах Вселенной и одухотворенном Космосе.
Если движения научной и философской мысли находились как бы на поверхности, были видны и ощутимы, то в глубине энергетического эволюционного поля происходил тот таинственный, невидимый процесс, который питался истоком тонких энергий и иных состояний материи. Именно там формировался третий поток мысли Духовной революции, который притянул к себе все, что было к этому времени уже наработано человечеством: его художественное, философское и научное творчество.
Однако исторические особенности, сложившиеся в это время в России, привели обе революции, Духовную и социальную, к противостоянию, сопровождавшемуся наступлением социальной революции на духовные ценности и завершившемуся откровенным духоборчеством.
Но великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого
дух человеческий должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен.
Н.А. Бердяев
Философия Живой Этики как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Обстоятельства сложились так, что Россия оказалась в это время пространством двух революций – Духовной и социальной. И это определило ее особое положение и ее роль в мировой истории. Совпадение во времени и пространстве двух революций, несомненно, представляет определенную загадку, за которой стоят какие-то движения самой космической эволюции. Именно Духовная революция, скрытая от многих глаз внешними катаклизмами, разрушениями и кровавыми столкновениями социальной революции, инициировала процесс, с которого началось формирование на планете Земля нового мышления и становление более высокой ступени человеческого сознания. То, что эволюционные изменения, носившие космический характер, наступили именно в России, объясняется рядом причин. И прежде всего тем, что подобные изменения, которые готовятся длительное время, требуют соответствующей энергетики. Истоками этой энергетики были и положение России на средостении Востока и Запада, и многослойность и синтетичность ее культуры, полярность в характере народа, и, наконец, пребывание в ее духовном пространстве таких выдающихся исторических личностей, каковым являлся святой Сергий Радонежский. Живший в XVI веке, он оказал мощное и многостороннее влияние на важнейшие процессы русской жизни, на развитие в народе духовности, нравственности, а также лучших черт национального характера. Без его богатейшего вклада в духовную культуру страны вряд ли бы смогла в XX веке состояться в России Духовная революция. К этому еще можно добавить, что его взгляды имели много общего с концепцией Живой Этики. Учение святого Сергия о Троице, об Общем Благе, об Общине, о мире Высшем, о важнейшей роли нравственности и сотрудничества в жизни народа, о необходимости труда как средства духовных достижений определило на Руси те ведущие вехи, которые и оказали решающее влияние на самый высокий полюс духовной жизни страны, укрепило ее и подготовило к грядущим изменениям.
Духовная революция, в отличие от социальной, набирает свою энергетику медленно, ибо связана с наиболее консервативными явлениями человеческого духа, каковыми являются мышление и сознание. Она начала себя проявлять уже в начале XX века новой мыслью философов Серебряного века, затем неожиданными открытиями в научной мысли. На смену старому социологическому мышлению и сознанию шло новое космическое, более высокого измерения, требовавшее иных подходов, иной духовной и научной практики.
Это мышление складывалось как бы тремя потоками, два из которых зародились на земле России, а третий вышел из иного пространства – далеких земель Востока. Однако путь ему в Россию проложили наши же соотечественники Н.К. и Е.И. Рерихи.
Целая плеяда русских философов, представлявшая первый поток новой мысли, – В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.Д. Ильин и другие, уже работали над проблемами, которые были связаны с процессами космической эволюции, с осмыслением таких понятий, как «иное измерение», Высшее, дух человека и его сознание. Они искали иные подходы к таким, казалось бы, вечным философским категориям, как дух и материя. Русские мыслители прозревали ту энергетическую целостность Мироздания, которая пронизывала все человеческое бытие, и понимали, что если человечество не поднимется на новый уровень сознания, по-новому не осмыслит космические процессы, оно столкнется с социальными и духовными катастрофами, которые ввергнут его в серию тяжелых и затяжных кризисов. Старое сопротивлялось и не хотело уступать. Новое и старое, Свет и тьма, Дух и косная материя – вот те противоположения, энергетика взаимодействия которых постепенно заполняла духовно-культурное пространство России. Борьба за новое сознание и мышление разворачивалась на вершинах человеческого духа, там определялась и эволюционная судьба человечества.
Второй поток, влившийся в пространство Духовной революции, заявил о себе новыми научными достижениями, новой научной мыслью. В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев и их единомышленники смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин, пересматривали их, привлекая откровения древних мудрецов, достижения умозрительной философии Востока. Космическое мироощущение получало научное подтверждение. Возникало новое представление о Вселенной, реальности которой не отвечали общепринятой методологии традиционной науки. Формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Начался процесс одухотворения самой науки. Новое космическое мышление вводило в науку категорию Высшего, приближало ученых к изучению иных состояний материи и заставляло их искать экспериментальные подтверждения существования невидимых миров. В.И. Вернадский выстраивал на основе нового энергетического мировоззрения концепцию ноосферы планеты, или сферы Разума, беря за основу развитие научной мысли. А.Л. Чижевский исследовал космические причины земного исторического процесса. К.Э. Циолковский излагал свои догадки-озарения о разумных силах Вселенной и одухотворенном Космосе.
Если движения научной и философской мысли находились как бы на поверхности, были видны и ощутимы, то в глубине энергетического эволюционного поля происходил тот таинственный, невидимый процесс, который питался истоком тонких энергий и иных состояний материи. Именно там формировался третий поток мысли Духовной революции, который притянул к себе все, что было к этому времени уже наработано человечеством: его художественное, философское и научное творчество.
Однако исторические особенности, сложившиеся в это время в России, привели обе революции, Духовную и социальную, к противостоянию, сопровождавшемуся наступлением социальной революции на духовные ценности и завершившемуся откровенным духоборчеством.